Цена лишней бумажки: подписал «доверку» – лишился сцепки

Цена лишней бумажки: подписал «доверку» – лишился сцепки

Можно ли обезопасить себя и противостоять мошенникам?

Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко рассказал о распространенной схеме мошенничества и документах, подписав которые перевозчик наживает себе неприятности в случае любых проблем, которые могут случиться с грузом.  

— Злость и досада остаются после разбора ситуаций, аналогичных той, о которой пойдёт речь сегодня. Ситуация банальная в своей постоянной повторяемости. Человек находит заказ в интернете, связывается с указанным контактным лицом, выезжает на загрузку. По приезду на загрузку он слышит: «Ой, тут какой-то сбой, что-то не складывается, груз еще не готов, давай загрузимся в другом месте – тут через забор терминал».

Груз грузят, машина выдвигается на маршрут, звонит телефон – контрагенты не оплатили, нужна переадресация. На стоянке или на заправке груз перекидывается в другую фуру. Водители пожимают друг другу руки и счастливые разъезжаются.

А буквально через несколько дней несчастного автоперевозчика приглашают правоохранительные органы и настойчиво интересуются: куда делись 20 тонн окорочков, сыров, мармелада или другой высоколиквидной продукции, которую пару дней назад погрузили в машину?

И уже в ходе следственных действий всплывают очень интересные нюансы. Водителю контактное лицо представилось как владелец груза, владельцу груза – как владелец транспорта. В чистом виде мошенническая схема.

Детали могут отличаться, но общая суть примерно такая: груз принят, но не сдан.

Когда речь идёт о разборе полётов, крайне важное значение имеют нюансы, о которых я сказал чуть раньше. От них зависит очень многое, если не сказать всё. Первый вопрос, который мы задаём нашим коллегам, звонящим в службу юридической помощи и поддержки – это вопрос о том, какие бумаги оформлялись при погрузке. Что осталось на руках?

В данном конкретном случае человек рассказывает: да, подписывали товарно-транспортную накладную и доверенность… Какую доверенность?!

Вечная тема: снова всплывает «доверенность на груз»

Ситуацию с доверенностями мы неоднократно разбирали на форуме, но видимо эта информация из той категории которую постоянно, раз за разом надо встряхивать в памяти и вкладывать в головы наших коллег. Не нужна доверенность при исполнении договора перевозки грузов автомобильным транспортом!

Если бы у нашего перевозчика на руках оставалась только товарно-транспортная накладная, максимум, на что он мог бы налететь в этой неприятной ситуации с хищением груза – на роль свидетеля. Да, был, да, грузил. Да, по требованию человека, представившегося представителем грузоотправителя, заехал на разгрузку. Свидетельствую то-то и то-то. Всё!

Но наличие доверенности сильно меняет дело. Доверенность на груз переводит отношение договора перевозки груза в иную правовую конструкцию. Рассматривается уже договор поручения, по сути которого наш коллега, владелец транспорта добровольно принял груз под свою ответственность и подрядился доставить его к месту разгрузки. Товар не доставил, причинил грузовладельцу убытки. Убытки, в соответствии с Гражданским кодексом, должны быть компенсированы в полном размере – 2,5 млн рублей. И суд принимает сторону истца, грузовладельца, в качестве меры обеcпечения накладывает арест на сцепку автоперевозчика. Тягач и полуприцеп-реф – на стоянку. Их оценили в 2 миллиона рублей, еще 500 тысяч висит на автоперевозчике.

То есть наш коллега должен владельцу груза 2,5 миллиона и, кроме того, лишён возможности зарабатывать деньги для возмещения убытков. Это катастрофа, не дай Бог каждому.

В большинстве случаев суд не будет разбираться в ваших рассказах «А я хотел, а я подумал, а вот не должно». Суд будет опираться исключительно на фактическую сторону событий, которые уже случились.

Была доверенность? Была. Принял груз под свою ответственность? Принял. Довёз? Не довёз. Виновен!

К сожалению, человек обратился к нам уже после первого судебного заседания, где была признана его вина. Из реальных вариантов помощи мы смогли предложить только один: топать в территориальное отделение полиции, расписывать всю ситуацию и писать заявление о том, что предприниматель стал жертвой мошеннических действий.

Необходимое предупреждение: жулики по одному не ходят

И вот еще важный, на мой взгляд, момент: очень часто в этой схеме мошеннических действий участвует не только жулик-псевдоэкспедитор, но и сотрудники фирмы-грузовладельца. Слишком уж красивыми и выверенными получаются такие схемы – комар носу не подточит! Совпадает время, место, обстоятельства. Всё подогнано к тому что водитель не выдерживает прессинга с двух сторон – псевдодиспетчера и сотрудника компании-грузоотправителя – и не всегда в состоянии адекватно оценить ситуацию и выбрать единственно правильную линию поведения.

Я слышу гул недовольных голосов с той стороны экрана. Мол, мы всегда так делаем – не подпишешь доверку, со склада не выпустят. Могу сказать одно: вольному – воля, но имейте ввиду, что

в случае каких-то проблем с грузом подписанная вами доверенность – это подписанный самому себе приговор.

И этот приговор не зависит от того, предприниматель вы, наёмный водитель или владелец транспортной компании. Влететь по полной программе после лишней подписи может каждый. Поэтому внимание, осторожность и должная осмотрительность должны быть у каждого участника автоперевозки.

Копирайт: сайт ati.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *