12% и больше: в России начали дорожать запчасти для грузовиков

12% и больше: в России начали дорожать запчасти для грузовиков

Цены на грузовые запчасти растут гораздо быстрее, чем их продажи. Похоже, что наступивший год станет сложным как для перевозчиков, которым придется увеличить расходы на обслуживание автопарков, так и для продавцов запчастей

Экономика жмёт по тормозам

2018 год оказался непростым для российской экономики, во многих сферах которой наблюдается устойчивая рецессия. Производство грузовиков в сравнении с прошлогодним показателем сократилось на 3,5%. Продажи большегрузов с пробегом упали на 9%. Продажи новых грузовиков вышли в плюс, но их рост продемонстрировал почти 20-кратное замедление – с 50,4% по итогам 2017 года до 2,7%.

Не в лучшем состоянии находится и рынок запчастей для грузовых автомобилей. Точные данные по итогам 2018 года еще не собраны, однако участники рынка говорят о существенном падении спроса, которое наблюдалось в первом полугодии. В 2017 году ёмкость рынка выросла на 12% и достигла 465 млрд рублей. По итогам 2018 года положительная динамика, по всей видимости, сохранится, но темпы роста могут значительно замедлиться – об этом сообщают источники Ati.su в отрасли.

Среди причин замедления роста продаж запчастей – ослабление курса национальной валюты, повышение НДС и общее падение доходов граждан и предпринимателей, занимающихся грузоперевозками. Дилеры отмечают, что характер спроса стал меняться: перевозчики всё чаще стараются сэкономить на запчастях и предпочитают бюджетные детали (т.н. «аналоги»), в то время как доля премиальных брендов постепенно сокращается. Представители интернет-магазина запчастей для грузовиков Sparox подчеркивают, что покупатели в последнее время стали разборчивее и осмотрительнее. Они чаще обращают внимание на производителя деталей, сравнивают цены у разных продавцов – иными словами, стараются сэкономить, не проиграв при этом в качестве.

Запчасти будут дорожать

Самый главный вопрос, волнующий и покупателей, и продавцов – вопрос повышения цен. Ускорившаяся инфляция и повышение ставки НДС не могли не сказаться на стоимости запчастей. Еще один фактор, напрямую влияющий на стоимость деталей – это рост цен на металл, который в последние годы опережает инфляцию. Все эти факторы рынком уже учтены: многие магазины подняли цены на запчасти в первые недели января, а некоторые даже не стали дожидаться нового года.

Справка: рынок грузовых запчастей в России четко сегментирован. Практически половину рынка традиционно занимают самые необходимые «расходники» – это шины (38% или 179 млрд рублей по итогам 2017 года) и моторные масла (9%, 42 млрд). За ними следуют детали топливных систем (7%), тормозных систем и детали подвески.

Стоимость запчастей напрямую зависит от курса рубля. Это относится как к импортным, так и к отечественным деталям, ведь при их производстве зачастую используется зарубежное сырье и оборудование. Локализация производства, тем не менее, позволяет российским производителям существенно снизить негативный эффект.

По прогнозам экспертов, оригинальные запчасти для КАМАЗа в этом году подорожают всего на 6%, в то время как импортные запчасти для грузовиков могут подорожать на 10-12%.

Некоторые производители игнорируют все вышеуказанные факторы и в течении долгого времени удерживают цены на одном и том же уровне, пытаясь захватить долю рынка у конкурентов. Впрочем, в нынешних условиях далеко не каждый поставщик отважится работать в убыток.

Продавцам придётся непросто

В условиях замедлившегося роста продаж дилерам приходится искать и осваивать новые рынки сбыта, расширять региональные сети, экспериментировать с форматами торговли.

Для покупателя чрезвычайно важным фактором была и остаётся широта ассортимента. Возможность выбора позволяет клиенту подобрать товар по карману. Разница в цене между оригинальной деталью и деталью от сторонних производителей может быть весьма существенной. Наглядный пример – регулировочный рычаг тормоза для тягача КАМАЗ; оригинал можно приобрести за 1689 рублей, аналог немецкого поставщика обойдется в 1285 рублей, а китайская деталь будет стоить более чем в 2 раза дешевле оригинала – всего 797 рублей. Поэтому магазины стараются обеспечить максимально широкий ассортимент, чтобы удовлетворить потребности клиентов с разными финансовыми возможностями.

Другим важным фактором, способным определить выбор в пользу того или иного магазина, является скорость доставки.

Если большегруз в результате поломки выбывает из строя, клиент может приобрести более дорогую деталь при условии, что её привезут на несколько дней раньше: в таком случае разница в цене будет компенсирована меньшими убытками от простоя машины.

Эффективное решение этой проблемы нашел интернет-магазин Sparox, который сотрудничает с крупнейшими транспортными компаниями федерального уровня. Покупатели могут самостоятельно выбрать подходящий тариф и точно в срок получить необходимые запчасти в любом уголке России.

Подводя итоги

Автоперевозчикам придётся смириться с ростом цен на запчасти, который в наступившем году значительно опередит инфляцию. Особенно заметно вырастут в цене импортные детали: владельцам автопарков, состоящих из зарубежных грузовиков и покупающих оригинальные запчасти, придётся увеличить расходы на ремонт и техобслуживание на 10-12%. При этом сохраняется опасность форс-мажорных ситуаций, связанных с обострением экономической и политической обстановки: в таком случае цены могут вырасти еще сильнее.

В непростых условиях оказались и продавцы запчастей. Сегодня покупатели неплохо ориентируются в марках производителей, они заинтересованы в широком ассортименте, быстрой доставке и доступной цене. На российском рынке не так много магазинов, удовлетворяющих этим требованиям: конкуренция между ними усилится.

Каких-либо серьезных перемен в структуре спроса ждать не стоит. Рынок грузовых запчастей ориентирован на российский автопарк, в котором преобладают возрастные грузовики отечественного производства. Лидерами спроса в обозримом будущем останутся детали для российских большегрузов.

Копирайт: сайт ati.su

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *